Говорит и показывает "Фантом Пресс" (phantom_press) wrote,
Говорит и показывает "Фантом Пресс"
phantom_press

Categories:

"БЕЛЫЙ ТИГР" А. АДИГИ

БЕЛЫЙ ТИГРЛауреат премии THE BOOKER MAN—2008 и главный претендент на Дублинскую премию роман А. АДИГИ "БЕЛЫЙ ТИГР" выходит на русском языке (перевод с английского Сергея Соколова). В продаже книга появится 14 февраля – в первый день года Белого Тигра по Восточному календарю.

Это роман потрясающей красоты и поразительной силы, оригинальный и бескомпромиссный. Эта экзистенциальная трагикомедия индийского писателя – настоящая пощечина вялой западной литературе, которой давно уже нечего сказать. Аравинд Адига – надежда и будущее мировой литературы. The Observer
Балрам по прозвищу Белый Тигр – простой парень из типичной индийской деревни, бедняк из бедняков. В семье его нет никакой собственности, кроме лачуги и тележки. Среди своих братьев и сестер Балрам – самый смекалистый, сообразительный и явно превосходящий по своим природным данным уготованную судьбу. Балрам всегда бы «белым тигром», редчайшим зверем, которого можно встретить лишь раз в жизни.
Белый Тигр вырывается в город, где его ждут невиданные и страшные приключения, где он круто изменит свою судьбу, где опустится на самое дно, а потом взлетит на самый верх. Но «Белый тигр» – вовсе не типичная индийская мелодрама про бедняка, ставшего богачом, нет, это революционная книга, цель которой – разбить шаблонные представления об Индии, представить ее такой, какой она на самом деле есть. Страной, где Свет каждый день отступает перед Мраком, где страх и ужас идут рука об руку с весельем и шутками.
«Белый Тигр» – это современный индийский «Герой нашего времени». Неясно, кто же он этот Белый Тигр – злодей, сумасшедший, революционер, национальный герой или же просто несчастный бедолага, изо всех сил пытающийся выжить в страшном мире.
«Белый тигр» вызвал во всем мире целую волну эмоций, одни возмущаются, другие рукоплещут смелости и таланту молодого писателя. К последним присоединилось и жюри премии «Букер», отдав главный книжный приз 2008 года Аравинду Адиге и его великолепному роману. В «Белом тигре» есть все – острые и оригинальные идеи, блестящий слог, ирония и шутки, истинные чувства, но главное в книге – свобода и правда, которых так не хватает очень многим в этом мире.

Мрачный, комический, едкий, сентиментальный «Белый тигр» – прекрасное противоядие от шаблонных представлений об Индии и восточной экзотике. Publishers Weekly
Самый мощный роман за последние десятилетия. Он хватает тебя за шкирку и швыряет в самую гущу жизни, о которой ты не имел никакого представления. The Guardian
Голос Аравинда Адиги – это подлинный голос третьего мира. Это пряная экзотическая горечь, вызывающая конвульсии хохота и судороги cовести, которая, казалось, давно и бесповоротно отмерла. Невероятный и великий роман. The New Yorker
Захватывающий, острый, как бритва, дебютный роман остроумно и глубоко исследует реалии жизни двух Индий. Открывающаяся при этом правда изумляет и потрясает. Independent
Одна из самых сильных книг, которые мне довелось прочесть за десять с лишним лет. USA Today
Яростный и жестокий протест против расхожего штампа «блистательной Индии»… Daily Telegraph
Это шедевр. The Times

Аравинд Адига родился в Мадрасе в 1974 г. Учился в Колумбийском и Оксфордском университетах. Работал корреспондентом журнала «Тайм» в Индии, публиковал статьи в «Файненшиэл Таймс», «Индепендент» и «Санди Таймс». Живет в Мумбаи (Бомбей). «Белый Тигр» – его дебютный роман, ставший в 2008 году настоящей сенсацией. В 2008-м книга получила премию Букер, в 2009-м вошла в короткий список престижной международной Дублинской Премии. В 2009-м году вышла новая книга Аравинда Адиги – «Между убийствами», роман в новеллах, посвященный все той же теме – страшной и невероятной Индии, что прячется за вывесками «Духовность», «Свобода», «Красота». В 2010 году выйдет третий роман совсем еще молодого Адиги, который в одночасье стал одним из самых значительных писателей в индийской литературе.

Вопрос.

Вы думаете, что когда-нибудь у индусов появится политическая воля, чтобы уничтожить бедность, или индийские политики и просто богатые индийцы считают бедность чем-то вроде неизменной черты этой страны?

Ответ. Я оптимист, и смотрю на будущее Индии с надеждой. Я думаю, что молодые индийцы хотят реальных изменений в стране, что они всерьез настроены снизить коррупцию и невежество, которые и являются основными причинами индийской нищеты. Мы уже видели, как быстро и резко отступила бедность в тех частях Индии, где есть достойное управление, например, в южном штате Керала. Думаю, что, если молодые индийцы усилят натиск на политическую систему страны, бедность может отступить уже в ближайшее десятилетие. Но у нас совсем мало времени. Стремительные изменения в окружающей среде просто не оставляют нам его. Растет дефицит пресной воды, а это в свою очередь, ввергает в нищету все новые тысячи людей ежедневно. И если мы хотим что-то изменить, действовать нужно прямо сейчас, немедленно.

Вопрос. Америка все больше сближается с Китаем, тогда как Индия – самая большая в мире демократическая страна, явно лучше подходит в качестве партнера. Почему так? Только ли дело в одних экономических причинах или сказывается прошлое, когда Индию и СССР связывали очень прочные узы?

Ответ. Индия и США – естественные союзники. Это либеральные, демократические страны, окруженные миром, в котором демократия, свобода слова и религиозная терпимость находятся под очень серьезной угрозой. Но действительно, отношения этих стран уже долгие годы довольно ограниченны. И это настоящий позор для обеих сторон. В течение десятилетий США были главным военным инвестором для Пакистана, который на государственном уровне спонсирует терроризм на территории Индии. В свою очередь, индийские политики — социалисты и индийская дипломатия — слишком часто по-дурацки подставляли Америку в ООН и других международных организациях. Но в последние годы началось резкое укрепление связей между Индией и Америкой. Но американским чиновникам, во-первых, следовало бы с большим уважением относиться к обостренному чувству достоинства индийцев, а если по-простому, быть поменьше расистами, а во-вторых, нужно что-то делать с продолжающейся военной помощью Пакистану, который по-прежнему поддерживает террористов-смертников, убивающих в Индии. Только в прошлом году в Мумбаи террористы убили сотни мужчин и женщин, но при этом Америка позволяет этим людям обучаться в своих университетах, жить на своей территории. Индия же, со своей стороны, должна перестать выступать в роли просителя и должна окончательно расстаться со своим условным антиамериканским рефлексом. Отношения этих стран должны наконец стать равноправными, и если это произойдет, то они могут превратиться в важнейший фактор этого столетия.

Вопрос. Какой вы видите Индию через двадцать пять лет? В культурном, политическом, человеческом отношении?

Ответ. Это самый сложный вопрос, какой только можно придумать, и самый важный, размышляю над ним каждый день. Меня пугает, что многие индийцы среднего класса с энтузиазмом воспринимают технический прогресс, для них он индикатор процветания, все эти мобильные телефоны, гаджеты… Но при этом они игнорируют другие индикаторы. Например, быстрорастущую нехватку в стране пресной воды. Самый худший вариант – это если Индия впустую растратит свой гигантский потенциал и закончится как страна, у которой есть будущее. Если она останется тем, чем является сейчас, – страна с глубочайшими классовыми различиями, с невероятной высокими уровнями преступности и социального напряжения, с миллионами людей, у которых никогда не будет доступа к образованию и экономической свободе. Другими словами, Индия может стать своего рода огромной южноамериканской страной в центре Азии. Но у Индии может быть и намного лучшее будущее, и я надеюсь, что ее граждане все-таки вынудят правительство повернуть корабль именно в его сторону.

Вопрос. Действительно ли современная Индия по-прежнему остается страной каст и классовых различий? И как по-вашему улучшить ситуацию? Возможен ли в Индии свой собственный Барак Обама, то есть человек из социального меньшинства? Или индийская политика слишком неподвижна для такого разворота?

Ответ. Ситуация с кастами меняется довольно быстро, и это радует. Например, все большую роль играет Майвати, вышедшая из касты далитов, неприкасаемых, и она вполне реальный кандидат на кресло премьер-министра. Однако нам нужно смотреть ни на то, из какой касты вышел тот или иной государственный деятель, нам нужно смотреть на то, что конкретно он делает для бедных после того, как его выбрали. Та же Майвати, например, возглавляла крупнейший штат Индии и обладала там огромной властью, но все показатели свидетельствую о том, что за время ее правления положение бедноты в ее штате лишь ухудшилось. Проблема не в том, из какой касты или слоя вышел человек, а в нем самом, в его принципах, убеждениях, стремлениях.

Вопрос. В каком-то интервью вы сказали, что если бы вы были бедны и вам пришлось бы выбирать между Индией и Китаем, то вы выбрали бы Китай, потому что там у бедняков гораздо больше шансов выжить, прокормиться, выбиться в люди. Вы считаете, что Индии стоит принять китайскую модель развития? Пожертвовать политической свободой ради экономического роста?

Ответ. Единственная альтернатива индийской демократии, при которой более 500 миллионов человек живут за гранью самой презренной нищеты, это улучшенная версия индийской демократии. Ни один из ближайших соседей Индии не обладает таким демократическим институтом, как у нас, но и там бедность процветает не меньше. Собственно, одна из тем моего «Белого тигра» – это тема демократии, точнее индийского самодовольства, которое заставляет нас мнить, будто у нас демократическая страна. На самом деле демократия никогда не была панацей от бедности. Коррупция и насилие могут процветать в пределах демократии, вся истории Индии нам это показывает. Но нам нужна другая демократия, демократия для бедных.

Вопрос. Я белый американец, а моя жена – индуска. Мы хорошо образованы, вполне обеспеченны. Для индийского сообщества мы чужие, хотя мы и воспитываем своего сына так, чтобы индийская культура была для него родной, и у нас нет никакого шанса социализироваться среди индийцев. Почему так? Дело в том, что индийские эмигранты боятся раствориться среди американцев и держатся закрыто, не допуская смешанных браков?

Ответ. Мне очень жаль слышать такое. Могу сказать, что большинство индийцев очень дружелюбные люди, и держу пари, что как только это интервью опубликуют, сотни индийцев, живущих в Америке, напишут вам, что будут счастливы пригласить вас с женой на обед. Конечно, если бы вы жили здесь, в Мумбаи, где живу я, то нехватки друзей у вас точно не было бы. Пять лет Индией управляла Соня Ганди, итальянка, вышедшая замуж за Раджива Ганди. Она любима миллионами людей. Но это правда, многие индийцы, эмигрируя в Америку, становятся куда более замкнутыми, консервативными, чем они были здесь. Знаете, когда я бываю в Америке, меня тоже мало кто приглашает, а уж выдать замуж свою дочь за такого панка, как я, и речи быть не может. Так наплюйте на них и приезжайте в Индию, и ваше чувство изолированности исчезнет раз и навсегда.

Вопрос. Что объединяет Индию, создает коллективную идентичность, несмотря на изумительное разнообразие этой страны? Дхарма, лежащая в основе индийской цивилизации? Если так, то что скажете о новом поколении, которое очаровано «западными» желаниями?

Ответ. Индию объединяет, прежде всего, глубинный либерализм ее культуры. Ни одна страна в Южной Азии не является столь свободной, как Индия. Более того, несмотря на все огромные проблемы, Индия остается устойчивым государством. Посмотрите на соседний Пакистан, он погружен в настоящий хаос. Так что сильная сторона Индии – свобода. В последнее десятилетие эта свобода попала под обстрел самых разных сил: от индуистских экстремистов и ультранационалистов до исламских фундаменталистов. Отнимите у Индии свободу, и она мигом превратится в Пакистан.

Вопрос. Ваш роман переворачивает представления об Индии. Я знаю, что очень много индийцев в восторге от него. Я понимаю успех «Миллионера из трущоб», это сказка со счастливым концом. Но ваша книга совсем иная, в ней нет и намека на сладость.

Ответ. Да, действительно «Белый тигр» – острый, полемичный роман. И я хотел, чтобы он породил полемику в Индии, дебаты о том, что мы собой представляем, куда мы движемся. И очень много читателей были возмущены, и многие их отклики всерьез меня расстроили. Однако замечу, что большая часть таких откликов была от читателей-эмигрантов. Но я писал не для них. Среди индийцев, живущих за пределами Индии, очень много людей, настроенных не просто консервативно, а ортодоксально. Многие из них напрямую финансируют индуистские экстремистские движения, и их негодование по поводу моего романа – большая честь для меня. Но здесь, в Индии, «Белый тигр» – большой бестселлер, и это для меня главное.
Tags: Адига
Subscribe

  • Адига в книжном магазине "Москва"

    В День наступления Года Белого Тигра по китайскому календарю в книжном магазине "Москва" начались продажи романа Букеровского лауреата…

  • А. Адига в Журнале "Профиль"

    В первый день года Белого тигра по восточному календарю на русском языке вышел шокирующий роман "Белый Тигр". Это дебютная книга молодого…

  • "БЕЛЫЙ ТИГР" А. АДИГИ в прессе

    В канун наступления Года Белого Тигра по китайскому календарю в России выходит роман А. Адиги "Белый Тигр". Вот некоторые публикации о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment